Виды и способы строповки грузов
При проведении погрузочно-разгрузочных работ, монтажа и демонтажа различных конструкций с использованием кранового оборудования, особое внимание должно уделяться строповке грузов.
Для этого задействуются грузозахватные приспособления – стропы и траверсы, соответствующие массе и типу транспортируемых объектов. Любые операции, связанные с перемещением стальных и железобетонных изделий должны осуществляться в соответствии с разработанными схемами зацепки и строповки грузов.
Стропы (чалки) относятся к такелажным приспособлениям для подъема, перемещения изделий. В зависимости от типа транспортируемой продукции , используют различные виды строп, которые обеспечивают не только надежную фиксацию, но и безопасную работу операторов. Выделяют четыре группы стропов:
Канатные – используются там, где нужна повышенная прочность в сложных условиях. Подходят для перемещения тяжелых, крупногабаритных конструктивных элементов в строительной сфере, машиностроении, сельском хозяйстве. Их грузоподъемность достигает 20 тонн.
Цепные – подходят для перемещения изделий любой формы, в том числе с острыми кромками. Востребованы в морских, речных портах, металлургическом, лесозаготовительном производстве.
Текстильные ленточные – приспособления для различных грузоподъемных операций. Для них используется сверхпрочная полиэстеровая лента, шириной 30-300 мм. Легкие, компактные, абсолютно безопасные в использовании, мягко огибают грузы, не повреждают окрашенные поверхности.
Круглопрядные – представляют собой высокопрочный сердечник, защищенный чехлом. Они способны выдерживать высокие разрывные нагрузки, могут использоваться в условиях повышенной влажности.
Стропы бывают 2-х, 3-х ветвевыми для строповки крупногабаритных грузов с монтажными петлями, 4-х ветвевыми для плит перекрытий, лестничных пролетов с четырьмя петлями и 6-и ветвевыми для грузов с шестью петлями.
Траверсы представляют собой металлическую балку или ферму с крепежными элементами, которыми захватываются монтируемые конструкции. Такие приспособления используют для подъема габаритных элементов, которые можно повредить при использовании гибких строп. Траверсы бывают следующих типов:
Линейные – для работы с изделиями массой от 1 тонны;
Пространственные – используются для подъема изделий, схемой строповки которых предусмотрено крепление за 4 точки;
Для контейнеров – рамная конструкция, усиленная балками и швеллерами внутри, поднятие происходит за фитинги зацепом за 4-х ветвевой строп-паук.
Схема строповки грузов – специальный чертеж, где указаны все способы и точки захвата. Она передается стропальщику перед началом работ, проводить их без предварительного ознакомления со схемой категорически запрещено. К типовым схемам строповки, перемещения грузов относятся:
Транспортировка строительных плит, профилей, блоков выполняется с захватом крюков за петли. Количество строп должно быть таким же, как и число петель, чтобы не допустить повреждение конструкции.
Перемещение изделий длиной до 2–х метров можно крепить на удавку в центре тяжести.
Типовая схема обвязки круглых грузов (пакеты труб, круглый прокат, бревна, сваи, балки) выполняется захватом двумя УСК на удавку. При этом выдерживается расстояние от края груза не более 1⁄4 длины груза, что создает допустимый прямой угол между стропами. Это самый распространенный способ строповки грузов, обеспечивающий надежное удержание в подвешенном положении.
Для пачки листов также применяют универсальный двухпетлевой строп «на удавку». В свободные петли вставляются крюки, в результате чего происходит стягивание крепежных элементов.
Для изделий из стали и листовых конструкций материала используются струбцины или эксцентриковые захваты.
Крепление крупногабаритного оборудования выполняется за цапфы, петли, крюки и т.п.
Если говорить о схемах строповки нескольких листов профнастила и металлочерепицы, то для этого используются мягкие стропы, при этом между ними должен выдерживаться угол в 90C.
Чтобы исключить падение изделий во время транспортировки, важно соблюдать некоторые правила:
- всегда следовать утвержденным схемам;
- грузозахватные приспособления должны в точности соответствовать перемещаемым изделиям, их весу, габаритам;
- строповка должна выполняться за все приспособления, предусмотренные для нее;
- если для груза не предусмотрена универсальная схема, то его перемещение должно осуществляться строго под контролем ответственного лица;
- перед транспортировкой необходимо обязательно выяснить массу изделия и убедиться, что на крюках есть предохранительные замки;
- мелкие изделия можно перемещать только в специальной таре, чтобы не допустить выпадения отдельных элементов;
- для монтажа приспособлений на высоте используют дистанционную строповку грузов;
- в случае если происходит затягивание канатного стропа петлей, необходимо снизить грузоподъемность на 20%;
- при расчете должных нагрузок на стропы принято использовать угол между вертикалью и углом строповки грузов.