Подкрановый путь мостового крана
Рельсовые пути являются важным компонентом мостового крана. Они должны выдерживать ключевые нагрузки, как транспортируемый груз, так и саму конструкцию крана. Крайне важно при изготовлении и подготовке к установке крановых путей учитывать условия эксплуатации грузоподъемного оборудования.
Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация рельсовых путей мостового крана строго регулируется. Это важно, так как рельсовые пути должны сохранять свою устойчивость к нагрузкам разной интенсивности, а также не нарушать целостность геометрии на протяжении длительного времени. Основным документом, регламентирующим требования к рельсовым путям является межгосударственный стандарт ГОСТ 25546-82. Для подкрановых путей, в зависимости от режима работы, регуляция осуществляется по СНиП II-В. 3-72 «Стальные конструкции. Нормы проектирования» и СНиП III-B. 5-62 «Металлические конструкции. Правила изготовления, монтажа и приемки».
Документы отличаются, так как возможно изготовление подкрановых балок в металлическом и железобетонном исполнении. Железобетонные подкрановые балки применяются для кранов легкого и среднего режимов работы и изготавливаются в соответствии со СНиП III-B. l-70 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные, Правила производства и приемки работ» и СНиП III-16-73 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные». Виды рельс подбираются исходя из типа мостового крана.
В процессе составления проектной и конструкторской документации на изготовление и монтаж рельсовых путей, команда проектировщиков учитывает указанные требования. Специалисты разрабатывают проект рельсового пути, проект производства работ на устройство рельсового пути, затем составляют требования к эксплуатации. После чего формируется паспорт и сертификаты на элементы рельсового пути (комплектующие изделия и материалы). По завершению работ формируется акт сдачи-приема кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути). Заказчик получает разрешение на пуск рельсового пути в работу.
В составе рельсовых путей выделяют две компоненты. Основная компонента, которая формирует направление движения мостового крана и ограничивает его рабочую зону, - это рельсы и подкрановые балки, на которые они крепятся. К дополнительным относятся элементы крепления - рельсы (полушпалки, болтовые или другие резьбовые соединения, скобы, подрельсовая прокладка), тормозные балки, буфера или фермы, пружины и другие низкомодульные устройства.
Задачей дополнительных компонентов является обеспечение крепления и устойчивости рельсовых путей. В отличии от путей для поезда, к рельсовым путям мостового крана предусматривается ряд более жестких требований. Расстояние между рельсами вдоль пролета балки варьируется в зависимости от устанавливаемого крана. Поэтому нагрузка на один и тот же участок рельсового пути мостового крана может достигать значительно больших значений, чем у путей поезда.
При проектировании крановых необходимо внимательно рассчитать фундамент и способы крепления. А также, учесть режимы нагрузки и грузоподъемность мостового крана. Способы крепления и набор конструктивных элементов рельсовых путей отличаются и зависят от типа крепления концевых тележек, интенсивности нагрузок, грузоподъемности и типа крана. Согласно нормам, для мостового крана с грузоподъемностью до 10 тонн подходят рельсы Р18 или Р24. Для крана с подъемной массой до 30 тонн - Р38. А кранам, грузоподъемность которых превышает показатель в 30 тонн, необходимо рельсовое полотно Р50 или Р65. Это довольно массивные двухбалочные опорные мостовые краны, которые работают в металлургической, судостроительной и энергетической отрасли.